Материалы и методы исследования.
Проводился морфологический анализ магнитно-резонансных томограмм (МРТ) головного мозга и магнитно-резонансных ангиограмм (МРА) головного мозга, выполненных в течение 6 месяцев (июнь – ноябрь 2005 г.) на томографе «ITACHI»-AIRISTMmate напряженностью магнитного поля 0,23 Тл 496 пациентам (295 женщинам и 201 мужчине) в возрастном диапазоне от 4 до 79 лет. Все исследуемые были разделены на следующие возрастные группы: от 4 до 7 лет 10 человек, 8–12 лет 13 человек, 13–16 лет 28 человек, 17–21 год 38 человек, 22–35 лет 105 человек, 36–60 лет 271 человек, 61–74 года 29 человек, 75 лет и старше 2 человека. Среди исследованных пациентов были также выделены следующие группы: 23 практически здоровых лица (ПЗ) в возрасте от 38 до 56 лет, 64 пациента с хронической ишемией головного мозга без инсультов (ХИГМ) от 38 до 79 лет и 27 больных с последствиями ишемических и геморрагических инсультов (ПИ) от 52 до 73 лет. Выделенным в отдельные группы ПЗ и пациентам ХИГМ и ПИ проводились неврологическое, офтальмологическое и клинико-лабораторное обследования, мини-исследование психического статуса, магнитно-резонансная томография и магнитно-резонансная ангиография головного мозга на томографе «HITACHI»-AIRIS™mate с напряженностью магнитного поля 0,23 Тл.
Результаты исследования и их обсуждение.
По данным МРА, типичный артериальный (Виллизиев) круг большого мозга определен у 16,1 % из 496 пациентов. Классическое строение Виллизиева круга было выявлено у 15,6 % женщин и 16,9 % мужчин. В онтогенетическом аспекте частота встречаемости типично го Виллизиева круга была представлена соответственно в периоде первого детства в 30,0 % случаев, периоде второго детства 30,8 %, в подростковом возрасте 21,4 %, юношеском 31,6 %, Ι зрелом 15,2 %, ΙΙ зрелом 12,9 %, пожилом 13,8 % и в старческом возрасте случаев полного анастомоза артерий головного мозга выявлено не было. У 7 ПЗ артериальный круг (АК) соответствовал классическому (рис. 1–2), у 16 выявлен один из вариан тов строения: гипоплазия одной позвоночной артерии (ПА), S-образная основная артерия (ОА), не слияние ПА с продолжением каждой в самостоятельную ОА, аплазия задней соединительной артерии (ЗСА). У 17 пациентов ХИГМ установлено по одному варианту строения артерий головного мозга: гипоплазия или извитость одной или обеих ПА, С- или S-образная ОА, аплазия одной или обеих ЗСА, гипо- или аплазия одной или обеих задних мозговых артерий (ЗМА), гипо- или аплазия передней соединительной артерии (ПСА), у 8 – по два варианта, у 12 – по три варианта. У 6 пациентов ХИГМ определена передняя трифуркация внутренней сонной артерии (ВСА), у 11 – задняя трифуркация ВСА. У 4 пациентов ХИГМ выявлен стеноз одной из ВСА, у 6 – стеноз ЗМА. У 5 больных ПИ АК был типичным. У 4 пациентов с ПИ выявлено по одному варианту строения артерий головного мозга, у 5 – по два варианта. У 4 больных ПИ определена передняя трифуркация ВСА (рис. 4), у 3 – задняя трифуркация ВСА. В 6-ти наблюдениях отмечена совместная гипоплазия обеих ПА, ОА и обеих ЗСА у больных с ПИ (рис. 3).
Рис. 1. МРА полного анастомоза артерий головного мозга (аксиальная проекция)
Рис. 2. МРА полного анастомоза артерий головного мозга (фронтальная проекция)
Рис. 3. Задняя трифуркация ВСА, гипоплазия ПА, ОА, ЗМА
Рис. 4. Передняя трифуркация левой ВСА, гипоплазия правой ЗМА
Заключение.
Таким образом, типичный артериальный (Виллизиев) круг большого мозга человека встречается не более чем в трети случаев в возрасте от 4 до 79 лет, что однозначно указывает на окончание формирования данного морфологического субстрата к периоду первого детства. Выявленная одинаковая частота классического Виллизиева круга у мужчин, женщин и в целом в проанализированной популяции не более 20 % случаев, убедительно доказывает необходимость уточнения фундаментальных представлений о строении артериального русла головного мозга. Для врачей-практиков целесообразно рекомендовать для адекватного анализа клиники цереброваскулярных расстройств проведение МРА в дополнении к МРТ головного мозга или отдельно. Также можно констатировать прямую связь бóльшего количества вариантов строения артериального круга головного мозга с недостаточностью кровообращения в головном мозге. В то же время более сложные и сочетанные варианты строения и аномалии развития важнейших артерий головного мозга не отмечены у лиц без цереброваскулярных нарушений. Сочетание артериальных дисплазий по типу «треугольника» в вертебробазилярной системе (рис. 3) или типа «контралатерального разобщения» (рис. 4) Виллизиева круга с верифицированными хронической ишемией и последствиями острого нарушения мозгового кровообращения головного мозга позволяет рассматривать их в качестве морфогенетически обусловленных и клинически значимых аномалий развития артериального русла головного мозга.